В скорбный день памяти жертв Холокоста рассказываем о том, как вера и любовь превращали жертв в победителей. Холокост – самое ужасное, что могло произойти в христианской Европе ХХ века. Европе, которая жила по христианскому календарю, где каждый первый день недели – воскресенье – равен Пасхе и упоминается воскресение Христово.
Европе десятков тысяч церквей – католических, протестантских, лютеранских и других. Европе, в которой был Ватикан и папа, совершалась литургия, звонили колокола и благочестиво преклонялись в молитве перед алтарем. И вдруг Гитлер с его бессмысленными и страшными «расовыми теориями», нашедшими отклик в сердцах миллионов людей! Хотя, так ли уж и «вдруг»? Некоторые утверждают, что это было время, когда Европа вернулась к своим языческим корням, ведь плодородная и щедрая ветвь христианства была в свое время «привита с дерева Ветхого Завета на европейский дичок».
Где была Церковь, когда начинался этот ужас? Церковь, для которой нет «ни эллина, ни иудея», а только ближний, которого следует «возлюбить как самого себя»? Почему не узнала, не предупредила и не защитила? Почему молчал Бог, когда в газовых камерах в муках задыхались тысячи людей, когда расстреливали и закапывали в рвах беременных женщин и детей? Почему не отвечал на слезы и молитвы, крики и мольбы? Такие вопросы задавал себе не один человек. Но, на самом деле, в этой кромешной тьме был и свет, была надежда и был Бог. Иначе мир давно бы погиб.
Церковь, поддержавшая нацистов Гитлеровский режим показал перед Второй мировой войной абсолютный кризис христианской цивилизации. Церковь по большому счету поддержала национал-социализм. В Германии действовали две основные христианские церкви: евангельско-протестантская и католическая.