К началу советско-германской войны в Черновцах проживали 51,5 тысячи евреев — почти половина населения города, — напоминает Борис Вайнер на сайте «Хадашот». Территории Северной Буковины немцы передали румынским союзникам, и уже 10 октября 1941-го губернатор издал приказ о создании временного гетто в Черновцах. Выход евреев за пределы гетто власти запретили, сам квартал оцепили колючей проволокой и оградили забором.
Условия проживания были ужасающими, но хуже всего, что уже 14-15 октября начались депортации в Приднестровье, где шансы на выживание были еще ниже.
Как дипломат нейтральной страны, дель Кампо также представлял польское правительство, разорвавшее все связи с профашистским режимом Антонеску. Игнорируя политику невмешательства своей страны, временный поверенный выдал паспорта 1200 польским и румынским евреям, оказавшимся запертыми в Черновицком гетто.
Наличие проездного документа из третьей страны позволяло избежать запланированной высылки в Приднестровье, — сообщает JTA. После возобновления депортаций в июне 1942 года дипломат продолжал брать евреев под защиту чилийского посольства.
Он неоднократно умолял министра иностранных дел Румынии прекратить преследования людей, предъявивших «его» паспорта.
«Протоколы Совета министров Румынии показывают, что дель Кампо стал помехой для депортаций на самом высоком уровне», — отметила глава Центра изучения истории евреев в Румынии Анка Тудоранча.
«Действия посланника стали лучом света человеческого достоинства, когда все было окружено тьмой», — заявил президент Еврейской общины Румынии и депутат парламента Сильвиу Векслер. В Большой синагоге Бухареста открыли мемориальную доску в честь дипломата. В церемонии приняли участие послы Чили, Польши и Израиля в Румынии.
Весной