Исследований о сакральности самодержавия, о царе-предстоятеле поместной церкви не на протестантский, а на языческий манер предостаточно. Но если говорить об основах иудео-христианской цивилизации, то обращаться надо к временам существования монотеизма в абсолютном языческом окружении.
Когда говорят о Песахе как о празднике свободы, имеют в виду исход. Между тем залог свободы - в обретении земли и государства, основанного на законе.
Именно это выделяет Израиль в окружающем его океане многобожия и сакрализации власти, именно поэтому в монотеизме заложены основы свободы и прав человека как высшей ценности иудео-христианской цивилизации: «Но когда он сядет на престоле царства своего, должен списать для себя список закона сего с книги, находящейся у священников левитов, и пусть он будет у него, и пусть он читает его во все дни жизни своей, дабы научался бояться Господа, Бога своего, и старался исполнять все слова закона сего и постановления сии; чтобы не надмевалось сердце его пред братьями его, и чтобы не уклонялся он от закона ни направо, ни налево, дабы долгие дни пребыл на царстве своем он и сыновья его посреди Израиля.» (Втор 17:18-20) России подобное всегда было чуждо. Появление иконы с изображением Сталина и призывы одного из идеологов «Молодой гвардии Единой России» прижизненно канонизировать Путина были абсолютно логичны и органичны.
Как и светлые образы Путина и Сталина в росписи главного храма Вооруженных сил России, а в качестве реликвии – фуражки Гитлера. Не храм, а капище.
Клерикализация власти и социума шла все эти годы, но она не означала ее христианизации, скорее, отсылала наблюдателей к синодальному периоду русской истории, который сейчас кажется уж слишком либеральным по отношению к Церкви. Русский
.