Россия вместе с другими странами мира начала переходить на новую Международную классификацию болезней – МКБ-11. Задача должна быть решена до 2025 года. Затраты оцениваются в 200 млн рублей. Как МКБ-11 повлияет на работу врачей и что может изменить для больных, «Профилю» рассказал сопредседатель Всероссийского союза пациентов, доктор медицинских наук Ян Власов.
– Ян Владимирович, почему возникла необходимость обновить Международную классификацию болезней?
– Действующая Международная классификация болезней (МКБ-10) была принята в 1990 году. То есть документ действует уже более трех десятилетий. Это очень большой срок. Ситуация в здравоохранении, подходы к диагностике и лечению многих болезней серьезно изменились и продолжают меняться. В связи с этим ежегодно приходилось корректировать действующую Международную классификацию. Уследить за многочисленными изменениями было достаточно проблематично.
Введение МКБ-11 позволит навести порядок в этой сфере. Врачи смогут по-другому диагностировать ряд заболеваний, а некоторые диагнозы они вообще перестанут ставить. Соответствующие изменения будут внесены в клинические рекомендации, на основе которых оказывается медицинская помощь. Актуализированная классификация болезней позволит профильным ведомствам вести более точную статистику.
Это важно, чтобы понимать, сколько в стране больных с тем или иным диагнозом. Когда федеральному центру и регионам будут ясны реальные потребности в препаратах, бюджетные средства на их закупку можно будет расходовать более рационально. Структурирование такого рода информации – шаг к переходу на полноценную цифровую модель здравоохранения.
– Почему столь актуальна МКБ-11? Брать этот документ за основу нам обязательно?
– Не секрет, что Россия не является