Почему спор о главном доме молитвы в Казани не похож на аналогичные истории в других городах Марк Шишкин Об авторе: Марк Рустамович Шишкин – казанский историк, публицист. Тэги: казань, россия, ислам, мусульмане, православные, христианство, мечеть, церковь, татарстан, татары, этнос, минтимер шаймиев, рпц, история, традиции, антиклирикалы Фото Павла Сарычева\НГ-Online Если где-нибудь происходит шумное обсуждение строительства нового объекта, всегда удобнее пользоваться готовыми клише. Например: «Власти игнорируют разумные пожелания горожан».
Или наоборот: «Крикливое меньшинство саботирует инициативу, которая нужна большинству». Если история связана с религией или, не дай бог, с национальным вопросом, можно даже не вникать в ситуацию, а сразу брать одну из подходящих вам шаблонных реакций и «выкатывать» в паблик. Кажется, именно это происходит с историей строительства большой Соборной мечети в Казани.
Закладку первого камня планируют приурочить к 1100-летнему юбилею принятия ислама предками татар – волжскими булгарами. Обсуждается эта идея уже лет пять. Ведь существующая главная мечеть Казани Кул-Шариф ограничена архитектурным ансамблем Казанского кремля и не отличается большой вместимостью.
Потребность в мечети, которая могла бы вмещать одновременно до 10 тыс. молящихся, высказывалась неоднократно. Но именно сейчас вышло много публикаций о недовольстве этим проектом и о войне петиций «за» и «против».
Ситуация действительно непростая. Все потенциальные площадки для строительства можно раскритиковать с той или иной позиции. Строить на правом берегу озера Нижний Кабан (неподалеку от мечети, возведенной к 1000-летию принятия ислама) – значит, строить со всеми ограничениями, касающимися исторической части города.