Ошибки Дональда Рамсфелда воистину велики, но у первого министра обороны Джорджа Буша-младшего действительно был дар на запоминающиеся афоризмы. Один из них — «Слабость провокационна» — объясняет то затруднительное положение, в котором мы снова оказались из-за воинственности России против Украины и НАТО.
Давайте же вспомним, как мы оказались в этой ситуации.
■ В августе 2008 года Россия вторглась в Грузию и взяла под контроль две ее провинции. Администрация Буша запротестовала, но почти ничего не предприняла. Осенью того же года в Белый дом пришел Барак Обама и запустил «перезагрузку» отношений с Россией. В 2012 году он сократил численность американских войск в Европе до самого низкого уровня в послевоенной истории и высмеял Митта Ромни, который назвал Россию главной геополитической угрозой.
■ В сентябре 2013 года Обама, как известно, отступился от своей красной линии, когда Башар Асад применил в Сирии нервно-паралитический газ, и принял российское предложение о посредничестве ради уничтожения его химического арсенала. Этот арсенал до сих пор полностью не уничтожен, но явное нежелание Обамы вмешиваться Владимир Путин запомнил.
■ В феврале 2014 года Россия бросила так называемых «зеленых человечков» на захват, а затем и аннексию Крыма. Администрация Обамы запротестовала, но опять почти ничего не предприняла. Тогда Россия воспользовалась беспорядками на востоке Украины, отрезала две украинские области и спровоцировала войну, которая длится уже семь лет и унесла более 13 000 жизней. Обама отделался вялыми санкциями против России, а вооружать Украину отказался наотрез.
■ В 2016 году Дональд Трамп баллотировался в президенты, раздувая сомнение, насколько Америке целесообразно защищать уязвимых членов НАТО. В 2017 году он