30-летие восстановления дипломатических отношений между Израилем и СССР и начала двусторонних связей нашей страны с независимыми государствами, возникшими после распада советской империи - это возможность задуматься не только о "большой политике" - нормализации и развитии межгосударственных связей наших стран, но и о том, как были связаны вместе отношение советских властей к Израилю и положение советских евреев.Недавно мне был задан вопрос - почему евреи так массово ринулись в Израиль на рубеже 90-х годов? Мне, которая выросла в СССР, этот вопрос может показаться странным. В течение многих лет существования СССР его еврейское население подвергалось дискриминации в разных формах, а временами - и открытому преследованию по национальному признаку.
Для многих советских евреев Израиль был не столько реальным государством, сколько мечтой об избавлении.Надо сказать, что, когда советская власть доживала свои последние годы и месяцы, на фоне активизации целого ряда группировок, исповедовавших открытый антисемитизм, на Западе и в Израиле возникли опасения, что с уходом советского режима положение евреев станет хуже. Сегодня мы знаем, насколько эти страхи были необоснованны.
Созданная советской властью система дискриминации евреев рухнула навсегда еще до того, как красный флаг навсегда исчез с купола Большого Кремлевского дворца. Причин тому несколько.
Прежде всего, я уверена в том, что, как и все остальные элементы официальной идеологии, государственный антисемитизм потерял всякую привлекательность для подавляющего большинства советских граждан еще до того, как с ним было покончено сверху. Евреи СССР ни на работе, ни в быту практически не отличались от своих нееврейских коллег, друзей и соседей, которые постепенно перестали
.