Никогда еще День победы во Второй мировой войне не вызывал столько споров в Израиле. Министр израильского правительства Авигдор Либерман, будучи сам сыном фронтовика, высказался об этой дате.
— В последнее время много спорят о том, когда в Израиле должен отмечаться день победы во Второй мировой войне — 9 мая, как привыкли наши ветераны, или 8 мая, как во всем мире. Известно, что израильский закон о праздновании победы союзных войск над нацизмом был принят по инициативе партии НДИ. Как вы считаете, следует ли в Израиле сохранять эту дату?
— У этой дилеммы есть два аспекта: моральный и формальный. Я начну с морального.
Мой отец и его брат вступили в ряды Красной армии в июле 1941 года. Оба — добровольно. Папе было всего 20 лет, дяде Велвлу — 23. Велвл умер в госпитале от ранений, полученных во время битвы за Сталинград.
Отец начал войну 5 июля 1941 года, а закончил в 1946 году в городке у Вены. Для него 9 мая был святым днем — как и для многих других, кто участвовал в противостоянии нацизму и внес свою лепту в его разгром.
Большая часть моей семьи или погибла в этой войне, или сражалась за победу. Для всех выживших 9 мая было безусловным, святым днем календаря. Так они привыкли, так они воспитывались. И я считаю, что мы не вправе самовольно менять эту дату — вне связи со своим личным мнением, когда «лучше и правильнее» отмечать победу в той войне.
Ради своих отцов, дедушек, бабушек, для которых 9 мая до последних дней жизни был днем спасения, — нам тоже стоит уважать эту дату.
Что же касается формальной стороны вопроса: в Израиле день победы союзных войск над нацизмом объявлен государственным праздником. Закон об этом был принят в 2017 году единогласно, совместным решением коалиции и оппозиции. За него проголосовали