Советский Союз регулярно обвинял Федеративную Республику Германия в реваншизме. Но из тех лиц, которые определяли послевоенную политику официального Бонна, на Восточном фронте воевал лишь один человек – пятый федеральный канцлер Гельмут Шмидт. Именно он, а вовсе не Маргарет Тэтчер, прозвал СССР «Верхней Вольтой с ядерными ракетами».По Нюрнбергским расовым законам уроженец Гамбурга Гельмут Шмидт никак не мог сойти за «чистого арийца».
Его дед Людвиг Гумпель был евреем-коммерсантом, который соблазнил официантку Фридерику Венцель. Родившийся от этой связи Густав Людвиг Шмидт (отец Гельмута Шмидта) был усыновлён семьёй Шмидтов. Нацисты так никогда и не узнали об этом факте.
Более того, сам Гельмут Шмидт впервые рассказал о своих еврейских корнях лишь в 1984 году. Воспитывался Гельмут как немецкий юноша, а потому был на общих условиях призван в вермахт. Срок его воинской повинности истёк в 1939 году, но с началом мировой войны его оставили в армии.В качестве офицера ПВО Гельмут защищал Бремен от английских налётов.
В 1941 года он некоторое время прослужил в Верховном командовании Люфтваффе в Берлине, а в августе был отправлен на Восточный фронт. Шмидт попал в лёгкий зенитный дивизион 1-й танковой дивизии на реке Луга, которая с боями пробилась к Ленинграду. За успешное прикрытие осаждавших город танкистов обер-лейтенант Шмидт получил «железный крест» второй степени.Довелось Шмидту воевать и под Москвой в составе 3-й танковой группы.