«Салідарнасць» поговорила с находящимся сейчас в Киеве гражданином Израиля, политтехнологом Михаилом Шейтельманом — о российском и белорусском правителях, механизмах пропаганды и, конечно, о разных вариантах развития ситуации.
Путин двухлетней давности вряд ли бы начал такую войну— Вы изучали различные религиозные течения. Верите ли вы в то, что Путин использует некие оккультные силы, что-то в его поведении указывает на это? — Да, указывает. Так как именно это я изучал, в том числе путешествовал в Тибет, в Индию, жил в ашрамах и т.д., я видел, как это влияет на сознание людей.
В медицине есть понятие — бредовое расстройство. Религиозный бред — это разновидность бредового расстройства. У человека меняется структура мозга в том смысле, что его нейронные цепи выстраиваются в нелогичные последовательности. И дальше в этот мозг может попасть совершенно любая бредовая идея.То, что этот человек психически болен, было бы преувеличением. 70% россиян мыслят примерно так, как он. Они все больны? Нет. Просто есть люди глупые, а есть умные.— Исходя из количества поддерживающих войну людей, получается, что уровень образования в России довольно низкий. И, как я понимаю, на этот уровень прекрасно ложится пропаганда. Вы, как профессиональный телевизионщик (Михаил Шейтельман с 2008 по 2012 возглавлял латвийский телеканал TV5 — Прим.), можете объяснить, как это происходит? — Я занялся этим вопросом в последний месяц. Начнем с того, что в принципе в Советском Союзе уровень образования был невысок. Эта иллюзия образованности советских людей могла возникнуть в центре Ленинграда, Москвы, Минска или Киева. Но как только ты отъезжал оттуда, становилось понятно, что это не так. Да и весь мир 35 лет назад был гораздо менее