Аркадий Перченко из Запорожья и представить не мог, при каких обстоятельствах попадет в Израиль, где живут его дочь, внучка и маленький правнук. Близкие давно звали дедушку переехать, но последним аргументом стала война — вторая в его судьбе. Аркадий пережил Холокост, 11-летним мальчиком ушел в партизаны. Не меньше мужества ему понадобилось теперь, чтобы преодолеть сотни километров из родного Запорожья до спасительного центра Сохнута, который переправил еврейского ветерана в Израиль. И вот как это было.
►«Каждый день мы слышим рыдания и видим человеческие трагедии»
Дату 24 февраля теперь в Украине и Израиле никто не забудет. В этот день начались военные действия. 24 февраля сотрудники Сохнута приехали из Киева в курортный городок Трускавец и включили отопление в заранее снятом и подготовленном к приему репатриантов корпусе местного санатория. Первые репатрианты появились уже вечером 25 февраля, и с тех пор через этот лагерь течет, не останавливаясь, человеческая река.
Анна Терновая, координатор по алие в представительстве Сохнута в Киеве, а ныне работающая на базе в Трускавце, говорит, что толком не спала ночью уже почти месяц. Автобусы прибывают со всей Украины без остановки и без расписания. Поэтому днем может быть перерыв в несколько часов, а ночью одновременно прибудут сразу три автобуса.
Сохнут задействует группу в WhatsApp, в которую входят все действующие сейчас в Украине координаторы Сохнута – местные жители. Когда кому-нибудь из них становится известно, что сам Сохнут, еврейская община или какая-то еврейская организация готовят автобус, они тут же сообщают об этом в группе. Координаторы начинают обзванивать евреев, в чатах рассылается текст – в таком-то городе, от такого-то места отходит автобус, желающие