Ни аресты счетов, ни даже уголовные дела на Западе – ничто, похоже, не влияет на решение российских миллиардеров оставить «головы» своих холдингов в Европе или на экзотических островах. Причём речь идёт о самых крупных и «народных» компаниях, в том числе X5 Group и «Яндексе». Конечные бенефициары обеих находятся в Нидерландах, но их прибыль чуть ли не на 100% генерируется на территории РФ.
Как долго может существовать такая конструкция в новой реальности, в которой мы оказались после 24 февраля? Курс на деофшоризацию российское правительство взяло задолго до спецоперации на Украине. Решение назрело давно. «Наша Версия» подробно рассказывала о том, как пару лет назад налоговики выявили масштабные схемы по «оптимизации» налогообложения компаний X5 Group в России.
То, что в РФ проходило как проценты по займу от Х5 Retail Holding Limited, в Люксембурге воспринимали как дивиденды. Налоги с этих сумм структуры Михаила Фридмана не платили ни там, ни здесь. За считанные месяцы через данный механизм прошли десятки миллиардов, в результате чего по итогам 2013–2014 годов российский бюджет недосчитался порядка 3,8 млрд рублей налогов.
Мы внимательно следили за длинной чередой судебных разбирательств, в ходе которых структуры X5 как могли отпирались от претензий налоговиков. Однако в финале ФНС всё-таки удалось добиться от ретейлера выплаты этих средств. За последние два года Россия подписала новые налоговые соглашения с Мальтой, Кипром и Люксембургом.