Поезда. Беженцы. Эти слова знакомы, каждому, чьи родители пережили Холокост. Никогда не думал, что столкнусь с чем-то подобным в нынешней жизни. Но на днях я посетил лагерь беженцев в Кишиневе и убедился: все здесь выглядит именно так. Этот лагерь – один из многих, где нашли временное пристанище люди, сумевшие вырваться из ада в Украине. Им предстоит долгий путь. Куда? Никто не знает.
Здесь мы познакомились с Мотеле, пожилым евреем из маленького городка недалеко от Киева. Ему пришось бежать из дома. Он шел пешком 18 километров. При этом он остается оптимистом: «Во время той войны мы были один на один с бедой. Теперь же о нас заботятся, здесь, на границе, и во всем мире». Куда Мотеле отправится дальше? Он не знает, еще не задумывался. Пока что он ест горячий суп.
Мы прибыли сюда, чтобы поддержать беженцев и тех замечательных людей, которые им помогают. Глазам открылась ужасная картина бедствия: плачущие дети, проведшие несколько дней без сна и пищи; пожилые женщины, набросившие поверх пальто теплые одеяла. Впереди неизвестность.
►Это больше никогда не повторится?
«Прекрасен человек, созданный по образу и подобию», — говорили еврейские мудрецы. Каждый человек. Мы пытаемся следовать этой заповеди. Несмотря на тяжелые погодные условия и сложную логистику, волонтеры-медики израильской спасательной организации «Ихуд ацала», сотрудники консульства, члены еврейской общины раввина Пинхаса Зальцмана, любавичские хасиды (ХАБАД) оказывают помощь несчастным людям, бежавшим от страшной войны, которая происходит совсем рядом, в нескольких километрах от этого места.
«Почему это происходит? Почему им позволяют нас убивать?!» — обращается кло мне пожилая еврейка, беженка из Харькова. Мне нечего ей ответить. Фраза «Это больше никогда не