24 февраля, российские войска, начав вторжение в Украину, стали обстреливать Мариуполь, портовый город с населением более 400 000 человек. На следующий день они стали выдвигаться к его окраинам. Ко 2 марта город был окружен, а обстрелы стали повседневными и смертоносными. Вскоре поступили сообщения об ударах по школам и больницам. 5 марта была предпринята первая попытка эвакуации людей под эгидой Красного Креста, организована колонна, но она не смогла выехать, потому что, несмотря на российские обещания, обстрелы не прекращались. Процедуру пришлось повторять много раз. Жизнь жителей становилась все более невыносимой и опасной: нападениям подвергались убежища, в том числе одно под театром, а также жилые дома. В настоящее время говорят, что около 90% зданий разрушено. К концу марта мэр сообщил, что 5000 мирных жителей были убиты. Российским войскам не хватало всего «двух из трех дней», чтобы взять город — все последние несколько недель.
20 марта Министерство обороны России потребовало сдачи города. Но это было отвергнуто мэром Мариуполя и правительством Украины. Какой бы ни была потенциальная стратегическая значимость — Мариуполь обеспечивает России сухопутный мост из региона Донбасс в Крым — продолжительность битвы означает, что теперь она приобрела сверхсимволическое значение для украинцев как демонстрация их стойкости и решимости, а для русских — как отказ потерпеть поражение, когда они уже потратили столько усилий на эту цель.
Как и многое другое в этой войне, Мариуполь подтвердил двойной статус Украины как страдающей жертвы и вероятного победителя. Что бы ни случилось с городом сейчас, Мариуполь как символ виктимизации Украины привлек к себе наибольшее внимание. Страдания мариупольцев были одной из причин,
.