В феврале переговоры в Вене по восстановлению Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) — ядерной сделки с Исламской Республикой Иран (ИРИ) — вступают в завершающую стадию. 8 февраля начался, можно сказать, девятый раунд борьбы за восстановление СВПД. Участники переговоров отмечают определённый прогресс на пути к реанимации ядерной сделки.
Как отметил директор департамента по вопросам нераспространения и контроля над вооружениями МИД РФ Владимир Ермаков: «Хоронить СВПД рано. Чтобы вернуть его к жизни, требуется тщательно синхронизировать встречные практические шаги американцев и иранцев по возвращению к первоначальным условиям «ядерной сделки». Отмечаем настрой с обеих сторон двигаться в этом направлении, о чём свидетельствует и набравшая немалые обороны динамика венских переговоров.
<…> Реанимирование СВПД представляется нам вполне достижимым», — добавил он. [1]Действительно, к началу девятого раунда, ИРИ и США, пожалуй, смогли немного скорректировать свои позиции, прежде отличавшиеся бескомпромиссностью. В чем?4 февраля администрация Байдена осуществила некоторое смягчение санкций в отношении гражданской атомной программы Ирана после того, как выяснилось, что мировые державы добились прогресса на переговорах в Вене.
Американцы приняли решение восстановить отмененные ранее исключения из режима санкций в отношении ядерной программы ИРИ. Исключения из санкций давали возможность российским, китайским и европейским специалистам и предприятиям продолжать работу на гражданских ядерных объектах Ирана, не подвергаясь санкциям со стороны США. Речь идет о работе на трех проектах: тяжеловодном реакторе в Араке, способном нарабатывать оружейный плутоний, заводе по обогащению урана в Фордо (что соответствовало договорённостям
.