Михаил Демкив Финансовый аналитик группы ICU 24 февраля экономическая политика Украины резко изменилась в ответ на полномасштабное вторжение России. Недопустимые ранее вещи стали нормой — Нацбанк зафиксировал официальный курс доллара по отношению к гривне, а также отказался от пересмотра учетной ставки.Прошло уже больше трех месяцев, и не приходится надеяться на окончание войны в ближайшие две-три недели. Напротив, нужно думать, как изменять экономическую политику, учитывая перспективу военных действий в ближайшие месяцы как минимум.Инфляция в апреле достигла 16.4% и составит около 17% в мае.
Это значительно выше текущего уровня ставок в гривне. Самые длинные по сроку погашения военные облигации сейчас предлагают 11,5% годовых. Средняя ставка по депозитам в банковской системе сроком на 12 месяцев не превышает 8% годовых.
А с учетом налогов, взимаемых с процентов по депозитам, это еще меньше — около шести процентов. Логика говорит, что в такой ситуации очень необходимо повышать уровень ставок в экономике, чтобы стимулировать сбережения.Невольно вспоминается ситуация начала 2015 года, еще до официального перехода на инфляционное таргетирование. На фоне ожесточенных боев за Дебальцево и падения резервов до рекордно низкого за длительный период уровня учетную ставку подняли с 19.5% сразу до 30% годовых.
Это позволило тогда стабилизировать курс доллара, который катился в бездну, достигая 40 грн на черном рынке. Повышение ставки тогда способствовало стабилизации ситуации, отбросив курс на отметку 22 грн.Конечно, сейчас ситуация отличается существенно. Военная угроза в 2022 году существенно больше, чем россияне представляли семь лет назад, но и в экономическом плане Украина значительно прочнее, чем была тогда.