Еврейский фермер Джеймс Лилливайт с юго-запада Австралии почти всю свою жизнь был далек от иудаизма. Лишь в 73 года он впервые наложил тфилин, благодаря израильским добровольцам. Эту трогательную историю рассказывает 16 января сайт Ynet.
Однажды посланники израильских организаций «Тора ми-Цион» и «Бней-Акива» отправились собирать чернику на австралийскую ферму под названием The Denmark Berry Farm. Им навстречу вышел пожилой владелец и завел дежурный разговор. Он спросил их, откуда они приехали, и они ответили, что из Израиля.
«А, ну да. Моя мама тоже когда-то была еврейкой, но моя семья происходит из Германии», — без особого воодушевления ответил он.
Но израильтяне заинтересовались его историей и стали настойчиво расспрашивать. Постепенно он поведал им о тяжелой судьбе своей семьи.
Мать Джеймса спаслась во время Катастрофы и какое-то время провела в лагере для перемещенных лиц в Германии. Оттуда она перебралась в Великобританию, где встретилась со своим будущим мужем, отцом Джеймса. Однако брак распался, и мать с сыном вернулась в Германию. Когда мальчику было 15 лет, мать увезла его в Австралию.
«Моя мама всю жизнь страдала от пережитой травмы, — сказал он в интервью Ynet. – На каком-то этапе она стала параноидальной и никогда не рассказывала мне о своем еврействе. Она испытывала тяжелые душевные муки. Мне приходилось часто отвозить ее в психиатрическую клинику и оставлять там, пока ее состояние не улучшалось. Она проводила там каждый раз по две недели, и мне было с этим нелегко».
Лилливайт воспитывался как христианин. О своей принадлежности к еврейскому народу он узнал от собственного сына, который занялся исследованием семейной истории и в поисках своих корней добрался до Эстонии. Там, в Таллине, сын Джеймса узнал,