«Новой газеты Европа» ответил историк Александр Эткинд.— Российскую пропаганду и тех, кто ей поверил, часто сравнивают с сектой. Насколько допустимо такое сравнение?— Сравнение вполне допустимое. Но здесь придется определить некие понятия — чем вообще пропаганда отличается от религии.
Нынешняя российская пропаганда оторвана от действительности примерно так же, как оторваны от нее самые радикальные формы религии, которые обычно называют сектантством. Большие вселенские церкви за столетия своего существования, за многие поколения приспосабливаются к меняющейся человеческой реальности и к реальности природы — экономической, этической, психологической. К физической, наконец, реальности человека, к его рождению и смерти.
А радикальные сектанты склонны отрицать эти реальности и строить свои системы на их отрицании. То есть на отрицании реальностей, очевидных здравому смыслу. Примерно так же действует и российская пропаганда.— Она вс е-таки основывается на реальности. То есть они могут говорить о реальных событиях, просто они о них врут. — Но они ведь и выдумывают постоянно события.