6 января Израильский институт демократии представил результаты своего ежегодного исследования «Индекс демократии в Израиле».
Депутат Кнессета Татьяна Мазарская выразила свою обеспокоенность опубликованными в отчете данными:
«Не могу не поделиться своей тревогой от прочитанного.
57% израильтян хотят видеть во главе страны «сильного лидера, который не будет оглядываться на Кнессет, прессу или общественное мнение» при принятии решений. Причем число таких граждан неуклонно росло в последние годы – с 41% в 2014 году до 57% в 2021 году.
42% граждан-евреев считают, что у них должно быть больше прав, чем у нееврейских граждан. В 2018 году этот показатель составлял всего 27%.
Хотя ЦАХАЛу доверяет по-прежнему большинство, в прошлом году заметно упал уровень доверия к армии – с 90% в июне до 78% в октябре 2021 года. Это самый низкий уровень общественной поддержки с 2008 года.
Доверие к полиции в октябре 2021 упало до 33,5% по сравнению с 41% в октябре 2020. Правительству доверяют 27% опрошенных – чуть больше, чем в октябре 2020 года (25%). СМИ доверяют 25% респондентов (в октябре 2020 года этот показатель составлял 32%). Кнессету доверяет 21% общественности. Политическим партиям – 10%.
Ну что ж, давайте констатируем факт: мы наблюдаем серьезнейший кризис доверия ко всем государственным институтам. Почему есть «тоска» по «сильному лидеру» мне совершенно ясно: люди устали от нестабильности последних лет, череды выборов, регулярных вспышек террора, «перетягивания каната» между оппозицией и коалицией. Все это, напомню, протекает на фоне перманентной эпидемии коронавируса. В результате — появился четкий запрос на стабилизацию системы.
Мое мнение, что «сильный лидер» действительно нужен стране, но я говорю, разумеется, не о