Среди воинственной риторики в российско-украинском конфликте, который стремительно обретает черты предстоящей войны, одним из самых тревожных заявлений стали слова Владимира Зеленского о возможном отказе Украины от статуса безъядерной державы. Насколько реализуемы эти заявления и каков мог бы быть их результат?
Накануне распада СССР, причиной гибели которого стали врожденные пороки плановой экономики и гонка вооружений, Украина была третьей по величине ядерной державой на Земле. На территории Украины насчитывалось 176 пусковых установок межконтинентальных баллистических ракет (МБР) с примерно 1240 боеголовками. 130 ракет SS-19, каждая из которых могла нести шесть ядерных боеголовок, и 46 SS-24 с десятью боеголовками. Несколько десятков стратегических бомбардировщиков могли быть вооружены ракетами воздушного базирования и бомбами. На складах хранилось 3000 тактических зарядов. Численность ядерных боеприпасов на Украине оценивалась в 5000 единиц.
Ядерное оружие на территории распавшегося СССР было одним из кошмаров для Вашингтона. И американские политики тогда сделали все возможное, чтобы убедить независимые республики передать свою долю арсенала России.
В 1994 году было подписано трехстороннее соглашение между Соединенными Штатами, Россией и Украиной, и к 1997 году Украина присоединилась к Договору о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) в качестве неядерного государства.
Соцсети
В этот же период происходил вывод из строя шахт установок МБР. В общей сложности американские налогоплательщики потратили только на эту часть программы по денуклеаризации Украины 399,2 миллиона долларов США.
В обмен на разоружение Россия передала Украине 100 тонн топлива для атомных электростанций, также оплаченных США.
Практически сразу после