Сами по себе открытия и изобретения не бывают ни добром, ни злом. Все зависит от того, в чьих руках они оказались. Одно и то же вещество может быть лекарством и ядом — смотря в какой дозировке и для чего оно используется.
То же самое относится и к ядерному реактору, и к компьютерным программам. Израиль всегда гордился тем, что в сфере цифровых наук он впереди планеты всей, а сегодня наши показатели в тематических поисках Google и вовсе зашкаливают. Увы, столь высоким рейтингом мы обязаны в первую очередь международному скандалу вокруг компании NSO и разработанной в ней шпионской программы Pegasus.
Эта программа оказалась крайне востребована во многих странах третьего мира — прежде всего, для нелегальной слежки за политиками, журналистами и правозащитниками. Впрочем, и на родине у Pegasus неоднозначная репутация. Полиция с 2013 года использует эту систему, взламывая и прослушивая телефоны граждан, и часто это происходит без судебного ордера.
Так, известны факты прослушки лидеров протестного движения «Черные флаги», выступавших за отставку Нетаньяху, советников самого Нетаньяху, руководящих чиновников, подозреваемых в коррупции, потенциальных свидетелей по делам о коррупции — чтобы иметь возможность на них давить, и т. д. В начале эпидемии «короны» Нафтали Беннет, занимавший в то время пост министра обороны, настойчиво, но неудачно лоббировал технологии NSO для отслеживания контактов инфицированных израильтян. Биби и его коллеги использовали Pegasus как фактор кибер-дипломатии, предлагая его в подарок своим новым партнерам на международной арене.