Нечасто приходится видеть, как плачут мужчины. Но когда 28-летний Михаил Зацепин рассказывал мне вместе с 36-летней женой Ольгой о том, что произошло с ними в осажденном Мариуполе — оба плакали. И я плакал вместе с ними. До войны Михаил был известным на всю Украину чемпионом, супергероем в глазах местных мальчишек. О том, что ему пришлось пережить, спасая свою семью, он рассказал, уже находясь в Израиле.
До войны у них была своя маленькая спортивная фирма. В юности Михаил был чемпионом Европы и четырехкратным чемпионом Украины по тхэквондо, а по завершении спортивной карьеры занимался тренерской работой. Ольга вместе с мужем работала в фирме, но после рождения десять месяцев назад третьего ребенка полностью сосредоточилась на домашнем хозяйстве и воспитании детей — 11-летней Ирочки, 8-летнего Владимира и маленького Тимура.
Когда начались боевые действия и стали обстреливать окраины Мариуполя, то в районе проживания Зацепиных сразу отключили свет и воду. Михаил переоборудовал одну из комнат в импровизированное бомбоубежище — заставил окна большими чемоданами и положил на пол матрасы. Вся семья спала на полу, чтобы осколки пролетели над головами.
Когда снаряд попал в соседний дом, у Зацепиных вылетели все окна, стекла и чемоданы. Пришлось перебраться в ванную комнату. Но когда снаряд попал во двор дома, оставаться в квартире стало невозможно — стены потрескались и пропускали холодный воздух. А на дворе было -10°С. Пришлось перебраться на подземную автомобильную стоянку и жить в запаркованной там машине.
Там они провели двадцать дней. Вместе с жильцами соседнего дома, оставшимися в живых после того, как в него попал снаряд. Одной из них была женщина с двухнедельным ребенком.
На стоянке не было ни электричества, ни газа,