Среди множества явлений, замеченных у освобожденных из плена ХАМАСа в результате предыдущей сделки, выделялось одно — неспособность в течение длительного периода времени поверить в то, что они больше не в плену.
Психиатры Одед Тальмор и Шарон Порат рассказали в статье, опубликованной на сайте Walla 19 января, о том, что у некоторых бывших заложников сохранились поведенческие модели, характерные для неволи, такие как сокращение потребления пищи, накопление запасов еды и пренебрежение гигиеной.
Особенно тревожным явлением, отмеченным у некоторых вернувшихся из плена, является чувство «дереализации» — нарушение восприятия, когда окружающий мир кажется нереальным. Они воспринимают реальность так, словно это сон, приснившийся им в плену.
По словам психиатров, это чувство, наряду с чувством вины выжившего и беспокойством за тех, кто остается в плену, очень затрудняет процесс восстановления.
Некоторые бывшие заложники даже выразили желание вернуться в плен, чтобы помочь тем, кто там остается, и чувствуют, что не смогут восстановиться, пока там находятся их близкие.
После освобождения у многих похищенных развивается посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР), которое может