Война в Газе вывает многочисленные параллели и ассоциации, которые меняются на разных ее этапах. Поначалу ее сравнивали с войной Судного дня — из-за внезапного нападения ХАМАСа и временной близости между Йом-Кипуром и праздником Симхат-Тора.
Потом появились параллели с Шестидневной войной, Первой ливанской и войной на истощение. Хотя история никогда не повторяется в точности, параллели помогают более глубоко понять и оценить нынешнюю ситуацию. И главное смоделировать, как она завершится.
Пожалуй, в качестве образца для сравнения лучше всего подойдет первая арабо-израильская война, больше известная как Война за независимость.
Понятно, что на стадии своего формирования Израиль не обладал даже толикой той военной мощи, которая есть сейчас. Но общих моментов все равно много. Прежде речь о том, что Израиль, как и в 1948-м, воюет по принципу «пан или пропал». И воет на нескольких фронтах, с участием «врагов на расстоянии»: тогда это были Ирак и Марокко, сегодня — хуситы и Иран.
Проблема беженцев также схожа. Сегодня в Израиле жители пограничных районов на севере и на юге стали де-факто беженцами в собственной стране. Вопрос о еврейских беженцах во время Войны за независимость обсуждался