Антониу Мануэль де Оливейра Гутерриш никогда не любил Израиль. Он не любил его на посту генсека Социалистической партии Португалии. И на посту премьер-министра Португалии. И на посту председателя Социалистического интернационала. И на посту верховного комиссара ООН по делам беженцев. Не любит и сейчас — на посту генсека ООН, который занял 1 января 2017 года.
Израиль, в социалистических понятиях Гуттериша, — оккупант. А палестинцы — жертвы оккупации. Именно с этих позиций он и ведет свою политику. Ноль сочувствия к Израилю.
Однако недавнее заявление Гутерриша на заседании Совета безопасности ООН уже было ниже нуля. Хотя трудно сказать, что оно взялось из вакуума.
В последние полтора года Гутерриш еще более ужесточил свою риторику в отношении Израиля. Невозможно найти заявления генсека ООН, в которых бы осуждались убийства израильтян. Даже если после каких-то наиболее кровожадных терактов Гутерриш и выражает «глубокую озабоченность», то претензии адресует обеим сторонам.
Для 74-летнего политика эта каденция на посту генсека ООН вторая и последняя. Завершая карьеру, он более не считает нужным балансировать и хоть как-то прикрываться политкорректностью. Более того, он окружил себя