На минувшей неделе в Израиле опубликованы имена людей, которые зажгут факелы на государственной церемонии в День памяти жертв Холокоста в мемориальном комплексе «Яд Вашем». Все избранные люди, разумеется, достойны этой высокой почести. И вместе с тем, этот список вызывает вопрос: почему среди них нет ни одного представителя евреев России, Беларуси или Украины?
Отметим справедливости ради, что один из участников церемонии, Арье Шиланский, родился в Шяуляе, городе, который во время операции «Барбаросса» официально считался частью Литвы. Однако фактически речь идет о польской территории, захваченной Сталиным всего за год до описываемых событий.
Можно спросить — а зачем вообще разделять? Какая разница, откуда родом люди, зажигающие факелы на церемонии? Режиссер-документалистБорис Мафциррассказал однажды о курьезном случае, который дает исчерпывающий ответ на этот вопрос.
Как-то раз он приехал в дом-мемориал борцов гетто (Бейт Лохамей ха-геттаот) и всмотрелся в карту Европы, которая занимает там всю стену. На ней помечены светящимися точками места, в которых происходили массовые убийства евреев. В центральной части Европы видно множество таких точек, однако в восточной части, там, где находился СССР, были помечены лишь с десяток наиболее «известных» мест — Бабий Яр, Паняряй и некоторые другие.
Как такое вообще возможно? — поинтересовался Мафцир у руководства музея. Ведь на территории СССР чуть ли не в каждом селе и местечке, где жили евреи — в Украине, Белоруссии, восточной России, происходили массовые убийства еврейского населения.
Музей борцов гетто, конечно, не виноват в этой странной «избирательности» в показе трагедии европейских евреев. Во времена железного занавеса советское руководство не слишком торопилось сообщить