Мой друг Иван Верстюк, украинский обозреватель журнала «Новое Время», опубликовал авторскую колонку на английском языке Soviet identity is gone forever, but Putin doesn’t get it — Советская идентичность ушла навсегда, но Путин этого не понимает.В ответ на его электронную почту пришло любопытное письмо из Израиля от Гидеона Ремеза, ассоциированного стипендиата института им. Трумэна при Еврейском университете Иерусалима.
Ремез приводит в письме детские воспоминания своей жены и коллеги Изабеллы — для иллюстрации тезиса, что советской идентичности никогда не было.
Гидеон пишет, что Изабелла часть своего детства провела с бабушкой и дедушкой в Каменце-Подольском. Одно из ее ранних воспоминаний относится к начальной школе. Учительница попросила детей назвать свое имя и национальность. Большинство ответили: русский, украинец, армянин и т. д. Когда подошла очередь Изабеллы, она назвалась — «советская». Учитель сказал: «советской национальности не бывает». Изабелла запротестовала: «Если вы из Франции, вы француз, если из Англии, вы англичанин. Я из Советского Союза, поэтому я советская». И тогда учительница попросила Изабеллу немедля пригласить в школу дедушку. И уже через него пояснить ей то, о чем теперь пишет Гидеон Ремез моему другу в Украину: «Даже в 1950-х годах не было советской идентичности».
Так от своего дедушки Изабелла узнала, что она не «советская» девочка, а еврейская. И что это совсем другая идентичность.
Несмотря на то, что советской идентичности не было и нет, Путин с упрямой настойчивостью пытается ее родить. Все прежние попытки создать советскую идентичность сопровождались уникальной степенью насилия. Нынешняя не исключение.
Непонимание Путина выливается в Украине в юродивые формы советского сюрреализма. В