19 января 2022 года в кнессете состоялось очередное обсуждение поправок к Закону о возвращении. В частности, депутат от Ликуда Шломо Кари вновь предложил исключить из текста закона право на репатриацию для внуков евреев. Вероятно, состоявшаяся дискуссия привлекла бы гораздо меньше внимания, если бы она происходила в другие даты, а не перед 27 января, когда в годовщину освобождения концлагеря Освенцим в мире отмечают Международный день памяти жертв Холокоста.
Именно на это кощунственное совпадение обратили внимание многие оппоненты религиозного ликудника и комментаторы. Есть, однако, и другая, даже более зловещая дата, которую нельзя не вспомнить в связи с произошедшим. 20 января 1942 года, то есть ровно за 80 лет до дебатов в парламенте еврейского государства, в берлинском районе Ванзее гитлеровский палач Рихард Гейдрих провел "конференцию по окончательному решению еврейского вопроса".
За протокол и точность формулировок на этой конференции отвечал не кто иной, как Адольф Эйхман, что неоднократно ставилось ему в вину на суде в Иерусалиме, результатом которого был смертный приговор и казнь. Собственно, именно в Ванзее и были приняты решения о том, что дети евреев Германии подлежат уничтожению, а внуки — вроде бы нет, чем Кари и его единомышленники мотивируют необходимость лишить нынешних внуков евреев права жить в Израиле. Я не буду апеллировать к размытости формулировок Ванзейской конференции, где относительно мишлингов (так нацисты именовали людей смешанной еврейско-немецкой крови) каждый раз употребляется оборот "с некоторыми исключениями".