Владимир Симиндей. Иллюстрация: МИА «Россия сегодня». Один из таких кандидатов — нацистский преступник из Латвии Герберт Цукурс, палач Рижского гетто, отметил Симиндей.
В 1946 году Мириам Кайцнер прибыла вместе с Цукурсом и его семьей на пароходе в Рио-де-Жанейро. Семья палача Рижского гетто выдала Мириам за удочеренную еврейку, спасенную от нацистов. Кайцнер выехала вместе со своим мучителем в Бразилию по понятным причинам.
Во-первых, девушка считала себя обесчещенной. Во-вторых, от рук нацистов погибла вся семья Кайтцнер. В-третьих, Мириам Кайцнер опасалась, что ее осудят как пособницу нацистов.
В-четвертых, в Советском Союзе, а также в послевоенной еврейской среде с настороженностью и враждебностью смотрели на евреев, которые были на оккупированной нацистами территории и выжили во время Холокоста. В своих редких беседах с журналистами Мириам Кайцнер подтверждала, что Цукурс спас жизнь ей и нескольким другим рижским евреям, которые потом жили в доме Цукурсов как бесплатная прислуга. Одним из таких евреев был профессиональный музыкант Абрам Шапиро, определенный Цукурсом в гараж в качестве автомеханика.
Шапиро был вынужден развлекать музыкой Цукурса и бывавших в гостях у Цукурса нацистов, в любое время суток. Если Шапиро отказывался играть, говорил, что хочет спать, устал или болен, его могли жестоко избить. Мириам Кайцнер подтверждала, что она, а также другие жившие у Цукурса евреи были рабами семьи этого палача.
Кайцнер никогда не отрицала участия Цукурса в массовом истреблении латвийского еврейства, не пыталась оправдывать своего мучителя. Сексуальная связь «арийца» с еврейкой наказывалась законодательством нацистской Германии заключением в каторжную тюрьму или концлагерь, напоминает историк. Латыш Герберт Цукурс
.