Итоги года, которые принято подводить в конце декабря, для Израиля сейчас напоминают плач пророка Иермиягу, полный восклицаний «Как же?» Как мы дошли до этого? Как допустили?..
С трагедии 7 октября начался новый отсчет времени. Это время еще ждет своей оценки, своих выводов, как и конкретных ответов на вопрос «Кто виноват?».
И это не единственный вопрос, который к концу года остается без ответа.
Тем не менее, мы успели узнать вещи, в корне перевернувшие наше представление о еврейском государстве, его армии, правительстве и многом другом. Оказалось, террористы планировали нападение уже давно и эти приготовления были замечены, но проигнорированы, - поэтому случилось то, что случилось.
Что никто не представлял масштабов вооружения ХАМАСа, размеров его подземных тоннелей и уровня вовлеченности в террор условно гражданских институтов, включая больницы и школы.
Мы увидели, что наше чувство защищенности и безопасности, наша готовность «к любому сценарию» – иллюзии, стоившие жизни сотням израильтян. Мы узнали, а точнее, открыли заново, что тех, чей смысл жизни состоит в уничтожении евреев, невозможно купить и задобрить; что на палестинской улице у нас никогда не было партнеров; наконец,