Новое сочинение Дины Рубиной «Маньяк Гуревич», без всякого сомнения, попадёт в списки бестселлеров, потому что ничего, кроме бестселлеров, Рубина и не пишет, таково уж её предназначение. В отличие от недавно вышедшей книги «Липовая жена», которая составлена из старых рассказов, «Маньяк Гуревич» – оригинальный текст, в смысле ещё нигде не печатавшийся.
В другом смысле его оригинальным назвать затруднительно.В предисловии автор сообщает: «мысль написать такую вот светлую и тёплую книгу о трогательном, хотя нелепом в чём-то человеке пришла мне в начале тягостных месяцев проклятой пандемии. Я вдруг поняла, что (…) читатель инстинктивно ищет в мире книг такое пространство и такую «температуру эмоций», где он мог бы не то что спрятаться, но войти и побыть там, легко дыша, пусть и грустя, но и улыбаясь».
Автор нацелен не на собственные потребности и пристрастия, но на читателя и его запросы, хочешь светлого и тёплого – и вот оно. Конечно, странно так аттестовать свою собственную книгу («светлая и тёплая»), но для Дины Рубиной это вполне естественно.
На её литературной фабрике свет и тепло, как и многие другие ингредиенты (житейские реалии, юмор, мелодраматизм и т.д.), видимо, смирно стоят в бочках и ждут применения в нужном количестве.Повествование о жизни Семёна Гуревича, ленинградского мальчика, ставшего врачом-психиатром сначала на реальной родине, а потом на исторической, ведётся уверенным голосом опытного автора, умеющего выделывать словесную ткань. Читатель видит живописные подробности мира.
«Там росли старые клён и берёза. Стояли в страстном переплетении ветвей так тесно, так близко, будто муж и жена, прожившие целую жизнь: артритные, скрюченные, вечно вместе, так что и не разобрать, где кто, они будто противились
.