"Погром как продукт демократического выбора: о неочевидных причинах этнических чисток" мы разобрали проблему развития конфликта между этносами, претендующими на одну и ту же территорию, на примере страшного геноцида армян Османской империи.По мнению автора монографии "Темная сторона демократии. Объяснение этнических чисток" Майкла Манна, подобный конфликт является почти неизбежным. К счастью, обычно он развивается с куда меньшими жертвами.Люди старшего поколения помнят голосование за независимость Латвии 4 мая 1990 года в Верховном Совете республики.
По Конституции требовалось две трети или 134 голоса депутатов. Голосовали по очереди, выходя на трибуну. На улицу шла трансляция, толпа напряженно считала: "Сто, сто один, сто два...".
При цифре 134 началось бурное ликование, всего голосов оказалось 138.Но можем ли мы представить, что было бы, если б не хватило пары-тройки депутатских мандатов? Неужели политики решили бы: "Ничего страшного, через пять лет новые выборы, а пока поживем еще в Советском Союзе"?Разумеется, нет. Стремление народа и его элиты к государственной независимости было настолько велико, что никто не остановился бы перед любым нарушением демократических правил. И на всякий случай через полтора года, когда уже стало нестрашно, тот же Верховный Совет, нимало не сокрушаясь, лишил права голоса значительную часть своих избирателей.
Как раз тех, которые с высокой долей вероятности голосовали бы неправильно с точки зрения большинства.В книге Манна систематизированы различные типы насилия в зависимости от тяжести последствий. Латвия проходит по второй из шести стадий – "Институциональное принуждение". Все эти департаменты миграции, языковые инспекции, перевод образования на латышский...