Главная причина, разумеется – огромный рост государственных расходов. По оценке минфина, по итогам всего 2023 года бюджетный дефицит достигнет 4% и превысит даже обсуждаемый сегодня в кнессете откорректированный показатель — 3,7%.
В октябре, первом военном месяце бюджетный дефицит составил 2,6% от ВВП, а по итогам последних 12 месяцев достиг 62 млрд шекелей. Почти половина прибавки, 34 миллиарда пришлась на время, прошедшее с начала войны.
Резко упали доходы от налогов на импорт, главная причина – падение объемов импорта автомобилей. В прошлом месяце, как сообщило Налоговое управление в Израиль ввезено втрое меньше легковых автомашин, чем в ноябре 2022 года.
Дефицит последовательно рос на протяжении почти всего года, то есть, тенденция зародилась задолго до начала войны. Полгода назад, к примеру, в мае, показатель был впятеро меньше сегодняшнего по отношению к ВВП и составлял всего 0,6%. Но с начала войны темпы роста бюджетного дефицита резко ускорились: уже по итогам октября, и это при том, что война началась только со второй недели месяца, а фактически со второй декады, бюджетный дефицит достиг 2,6% от ВВП по сравнению с 1,5% месяцем раньше.
А потом пришел ноябрь, и