«Да, процесс дедолларизации мировой экономики активно идет, и начался он далеко не в 2022 году, а существенно раньше, — считает старший преподаватель департамента мировой экономики факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Ксения Бондаренко. — Это проявляется, например, в доле доллара в международных резервах: в 2001 году это значение составляло 72,7%, в 2015 году уже 65,3%, а на конец 2022 года — лишь 59,8%.
Некоторые страны — не только Россия и Беларусь, но также, например, Израиль — целенаправленно снижают долю доллара и евро в своих резервах и увеличивают доли в других валютах.
Это — следствие роста геополитической напряженности в мире. Заморозка резервов Банка России в 2022 г. создала значимый прецедент утраты доверия стран мира (в особенности — развивающихся) к доллару США, который только усилит процессы дедолларизации».
Эксперт также указывает и на внутриамериканские проблемы, связанные с хроническим дефицитом бюджета, отрицательным текущим счетом платежного баланса и госдолгом как на дополнительные причины дедолларизации. «В этом году в очередной раз поднимается вопрос о повышении “потолка” государственного долга США, — напоминает Бондаренко. — Его поднимают