Сегодня БАГАЦ провел первые слушания по апелляции нескольких общественных организаций и журналистов, требующих рассекретить стенограммы заседаний правительства, на которых принимались решения о драконовских ограничениях гражданских свобод в целях борьбы с пандемией коронавируса.
Правительство засекретило эти материалы на 30 лет — так же, как это делается со стенограммами всех без исключения правительственных заседаний. Объясняя это решение суду, представлявший правительство адвокат Миликовский объяснил, что речь идет об общем принципе — стенограммы засекречиваются, чтобы министры могли высказываться свободно и выражать «непопулярные» взгляды, не опасаясь потерять поддержку избирателей.
На основании этого принципа, закрепленного в уставе правительства, стенограммы правительственных заседаний в Израиле рассекречиваются лишь через многие десятилетия после передачи материалов в архив.
Авторы апелляции, однако, пытаются доказать, что тотальное засекречивание дискуссий по любым темам противоречит пункту Основного закона «О правительстве», который предписывает засекречивать только заседания по темам, касающимся государственной безопасности и внешней политики, в остальных же случаях правительству предоставлена свобода выбора и решения о секретности обсуждения должны мотивироваться.
Судебные прения по этому принципиальному вопросу — имеет ли правительство право засекречивать стенограммы всех заседаний без исключения, вне зависимости от секретности самой обсуждаемой темы и без всякой мотивировки, — транслировались сегодня в режиме онлайн на сайте Верховного суда. Судьи показали явно скептическое отношение к требованию признать устав правительства противоречащим Основному закону. Судья Мирьям Наор выразила сильное сомнение в