Никто бы не поверил год назад, что в апреле 2022 года дефицит государственного бюджета сократится до 1,4% от ВВП. В апреле 2021 года он бил многолетние рекорды и составлял 11,2% от ВВП. Причинами были огромные расходы прежнего правительства на борьбу с коронавирусом — на выплату разных пособий людям, оставшимся без работы, и на покупку вакцин и лекарств.
С начала эпидемии в марте 2020 года бюджет пережил нелегкие времена. За несколько месяцев правительство потратило десятки миллиардов шекелей сверх запланированного, и в течение года эти расходы составили 150 млрд шекелей. Расходы стали умеренными лишь в последние месяцы, а всего на разные программы помощи было истрачено 177 млрд шекелей.
Дефицит бюджета имеет тяжкие последствия, вплоть до угрозы дефолта (невозможности выплачивать внешние займы). Даже такая богатая страна, как ОАЭ, попала в такую ситуацию в конце 2009 года. Государству пришлось брать ссуды и ухудшить условия для своих граждан. Если возникнет подозрение, что страна не справится с возвратом ссуд, процент по ним станет расти, и государство полностью обанкротится — это приведет к тяжелой рецессии, критическому увеличению безработицы и экономическому хаосу.
Это то, что случилось в прошлом со многими странами, например, с Грецией, которая столкнулась с тяжелым экономическим кризисом в конце 2009 года. Он длился в полную силу до последнего времени. Греческие события развились на фоне глобального тяжелого кризиса, запущенного ипотечным кризисом в США в 2008 году.
Из-за огромных долгов и коллапса экономической системы в Греции развилась длительная тяжелая рецессия, в ходе которой ее ВВП снизился на более чем 20%. Долги продолжали расти, и Греция перестала справляться с их выплатой. Безработица выросла до 25% и