После ночной атаки ушли в офлайн сайты МИД, ГСЧС, Минобразования, Минспорта, Минэнерго, Минагрополитики, Минветеранов, Кабмина, Минохраны окружающей среды, Государственной казначейской службы и портал "Дия". Оценить размеры реального ущерба сложно: "Дия" и без хакеров работала скверно, а прочие сайты никому не интересны, по причине убогого содержания. Хакерская атака стала, по крайней мере, поводом вспомнить о том, что они хоть как-то существуют. Кстати, атака продолжилась и днем, ее вторая волна выбила сайты Верховного Суда, ВАКС, и Единого реестра судебных решений.
Атаке предшествовала неделя телефонного терроризма — сообщений о минировании различных общественных мест, станций метро и школ. Их было слишком много, чтобы они могли быть простым хулиганством и случайным совпадением. Речь, несомненно, шла о спланированной акции, следом за которой началась хакерская атака.
Авторство атаки не вызывает сомнений: на нас напала Россия. Виртуальные войны давно стали российским стилем, и число хакерских команд на службе Кремля постоянно возрастает. Россия нередко сочетает кибератаки с началом военных действий, но пока вроде бы война не началась. Вероятно, это просто месть за провал на переговорах, и большего Москва предпринять пока не в силах.
Тем не менее, расслабляться нам не стоит. Одновременно с хакерской атакой РФ объявила об инспекции войск Восточного военного округа, проверяя возможность их быстрой переброски на Запад. Отводить войска от украинской границы, и даже обсуждать этот вопрос россияне отказались. Мы по-прежнему в одном шаге от полноразмерной войны, которая может начаться в любой момент.
О том, добрались ли взломщики до персональных данных украинцев мы, увы, не узнаем. Официальные заявления о том, что нет, не