"ДС" Получив отказ на подавляющее большинство своих требований к США и НАТО, Россия вновь упомянула принцип неделимости безопасности, то есть невозможность укрепления обороноспособности одних стран за счет других. Чего Кремль может попытаться добиться, педалируя эту тему?
П.Б. Ничего, это тезис абсолютно для внутреннего использования. Кремль поднял эту тему еще в 2008 году, когда напал на Грузию, и никто не захотел разбираться, что там было на самом деле в Южной Осетии. В 2014 году с захватом Крыма, войной на Донбассе, попыткой мятежей в Одессе и Харькове, заявлением о том, что восточные области Украины на самом деле "Новороссия", Россия открыто отвергла этот принцип. На это долго закрывали глаза в Европе. Россию обвиняли в нарушении международного права, но при этом никто не призвал исключить РФ из ОБСЕ.
"ДС" В ответе США на российские требования отмечено, что упомянутый принцип фигурирует в учредительных документах ОБСЕ. Где именно и в каком контексте он упоминается?
П.Б. Речь идет о заключительном акте Хельсинкских соглашений, под которым СССР подписался еще в 1975 году. Там говорится о том, что границы неизменны в Европе, стороны собираются уважать суверенитет и безопасность друг друга. Если у какой-либо из сторон возникают оговорки о нарушении баланса со стороны другой стороны, то эти вопросы открыто озвучиваются и обсуждаются. То есть в Европе все взаимные проблемы должны решаться путем переговоров.
Напомню, что 1975 год, когда был заключен акт, — это разгар холодной войны, два года после Войны Судного дня — военного конфликта, где Советский Союз поддерживал Сирию и Египет, а США — Израиль. Тогда велись прямые переговоры между США и СССР, в которых Советский Союз угрожал, что в случае вероятности поражения