3 min read
Виталий Портников вспоминает в своей авторской колонке в zbruc, как часто проходил мимо здания московского театра на Бронной улице, одного из многих в центре Москвы. Однако для него это здание имело особое значение, так как до 1949 года там располагался Московский государственный еврейский театр (ГОСЕТ). Этот театр был важнейшим коллективом в истории культуры на идише и был тесно связан с именем великого актера и режиссера Соломона Михоэлса, «еврейского короля Лира».
Соломон Михоэлс, пишет Портников, был известен своей явной национальной и культурной идентичностью, что выделяло его среди других деятелей советской культуры. Он уважал свою еврейскую идентичность и поддерживал других. В его театре пытался найти убежище Лесь Курбас, который поставил «Короля Лира» с Михоэлсом в главной роли до своего ареста и убийства. Уже тогда сталинские шовинисты косо смотрели на чужую идентичность, будь то курбасовская или михоэлсовская.
Во время Второй мировой войны Михоэлс был полезен Сталину как гений еврейской культуры. Ему позволили посетить США, Канаду и Великобританию, где он собирал деньги для Красной армии и призывал поддерживать СССР в войне против Рейха. Однако после войны его