В воскресенье главы право-религиозных фракций блока Нетанияху опубликовали совместное заявление с требованием создания государственной комиссии по расследованию использования шпионских программ полицией Израиля. Такое требование оппозиция выдвинула впервые: до сих пор «Ликуд» и его союзники громко возмущались полицейской слежкой, но о создании госкомиссии по расследованию не заикались.
Более того: на прошлой неделе, когда большинство министров правительства высказались в пользу создания государственной комиссии, председатель фракции «Ликуда» Ярив Левин огласил альтернативную идею — поручить расследование «дела Pegasus» политической комиссии во главе с президентом Герцогом, в состав которой вошли бы представители коалиции и оппозиции. Подобных комиссий в Израиле никогда не создавали, законом они не предусмотрены, и потому требование «Ликуда» было заведомо невыполнимым.
Почему блок Нетанияху внезапно изменил свою позицию и решил требовать на небывалой «президентской комиссии», а реально возможной государственной комиссии под председательством отставного судьи Верховного суда?
Объяснение лежит на поверхности: шансы на создание государственной комиссии сильно уменьшились после того, как независимая комиссия министерства юстиции во главе с заместителем юридического советника правительства Амитом Мрари, изучившая содержимое серверов технологического отдела полиции при содействии экспертов ШАБАКа и «Моссада», не нашла никаких признаков незаконного использования шпионских программ для взлома телефонов израильских граждан.
Комиссия проверила телефоны всех 26 персон, названных «объектами слежки» в публикации Томера Ганона, и выяснила, что полиция пыталась применить Pegasus против троих из 26, все три раза — с санкции