Хотя напряженность, охватившая Иран и Азербайджан осенью 2021 года, сейчас утихла, трения, лежащие в основе их ссоры, остаются нерешенными. Это говорит о том, что их сближение может оказаться недолгим, пишет Адам Ламмон в своей статье на National Interest.
«Признание возможности будущего конфликта требует пересмотра армяно-азербайджанского конфликта 2020 года из-за Нагорного Карабаха. После сорока четырех дней боев азербайджанские силы отвоевали у Армении значительную часть Нагорного Карабаха и семи прилегающих к нему районов, предоставив Азербайджану полный контроль над своей бывшей границей с Ираном, благодаря решительной военной поддержке Турции и израильскому оружию.
Прекращение огня при посредничестве России узаконило новый статус-кво в ущерб Ирану. Безусловно, бессилие Ирана в полной мере проявлялось на протяжении всей войны, во время которой артиллерийский огонь обрушивался на иранскую территорию, поскольку комбатанты игнорировали призывы Тегерана к прекращению огня и его предложения выступить посредником в разрешении конфликта.
Кроме того, поскольку Армения, стратегический региональный партнер и северный сосед Ирана, подвергалась нападкам со стороны Азербайджана и Турции, Тегеран поддержал право Баку на «освобождение» своих «оккупированных» земель — рассчитанный шаг, направленный на подавление азербайджанского национализма в Иране. Однако последовавшая за этим победа Азербайджана только подогрела его аппетит.
6 февраля 2021 года президент Азербайджана Ильхам Алиев предъявил претензии на юго-восточную область Армении Сюник и пригрозил силой открыть коридор через нее. Этот транспортный маршрут, известный как Зангезурский коридор, соединяющий Азербайджан с его западным эксклавом, Нахиджеваном, через Армению, был
.