Еще в 1976 году Ирак приобрел у Франции ядерный реактор типа "Осирис", а затем второй, меньшего размера, реактор типа "Исис", якобы для исследовательских целей. Они были установлены в Центре атомных исследований в Тувайте, в 18 километрах к югу от Багдада. Эта сделка с самого начала вызывала беспокойство американцев, хотя если реальной целью Саддама Хусейна была военная ядерная программа, то было практически невозможно получить необходимый для этого плутоний, не предупредив Париж, который систематически контролировал его использование. Более того, французы оснастили оборудование дополнительными секретными превентивными механизмами, о которых они проинформировали американцев.
Однако неизвестно, сообщили ли они об этом израильтянам, которые с самого начала категорически протестовали против этой сделки, и были ли заверения, полученные ими от Парижа, переданы им американцами. Неизвестно также, готов ли Иерусалим положиться на них: Хусейн неоднократно говорил о необходимости разработки ядерного оружия для противодействия Израилю. Столкнувшись с этой ситуацией, Израиль выбрал радикальные меры.
В 1979 году, когда началось строительство установки в Тувейте, агенты Моссада совершили диверсию на реакторе, прежде чем он покинул Францию; однако это не сильно замедлило работы. Год спустя в Париже был убит глава ядерной программы Ирака Джахиджа Эль-Машад, египетский профессор после учебы в Москве. Несколько недель спустя в автомобильной аварии погибла проститутка, которую парижская полиция связала с убийством иракца. Франция официально обвинила Моссад в его убийстве, но Израиль это отрицает.
Однако транспортировка оборудования реактора и ядерного топлива, необходимого для его работы, отныне осуществлялась беспрепятственно. Кроме того, Италия также продавала Ираку технологии, которые могли найти применение в производстве ядерного оружия и, возможно, могли обойти известные французские гарантии.
Тем временем в Иране был свергнут шах, и Ирак, находящийся в пограничном конфликте с ним и обеспокоенный тем, что триумф аятоллы Хомейни может повлиять на его собственное шиитское большинство, напал на своего восточного соседа. В сентябре 1980 года два иранских фантома разбомбили установку в Тувейте, причинив, однако, лишь незначительный ущерб. Работы по запуску реактора продолжались. По оценкам израильской разведки, работы будут завершены к лету 1981 года.
Решение об уничтожении реактора, который французы назвали комбинацией слов "Осирис" и "Ирак", было принято после острых разногласий в правительстве еще в 1979 году. Все согласились с целесообразностью этой операции, но ее противники считали, что цена будет слишком высока: она грозила подорвать еще очень свежий и хрупкий мирный процесс с Египтом и вызвать острый политический конфликт с Парижем.
Решение было принято, но тут возникла фундаментальная проблема: израильские самолеты должны были пролететь более 1600 километров только в одном направлении - и над территорией одного из двух враждебных арабских государств, Иордании или Саудовской Аравии. Необходимо было оснастить машины дополнительными баками и дозаправкой в полете. Опасались и реакции иракской авиации - во время разведывательных полетов иракский Миг-21 атаковал израильский "Фантом", и пилоту пришлось катапультироваться.
Проблема топлива была решена самолетами-заправщиками, купленными в США, а проблема иракских ВВС была непреднамеренно решена иранцами, которые разбомбили их главную базу, нанеся иракцам большие потери. Однако проблема маршрутизации, очевидно, не могла быть решена, поэтому пришлось прибегнуть к хитрости. Когда 7 июня 1981 года восемь израильских F-16 и шесть F-15 поднялись в воздух с базы Этчихон, войдя в воздушное пространство Иордании, пилоты говорили с иорданскими диспетчерами на арабском языке с саудовским акцентом, фактически убеждая их, что они являются саудовским патрулем, который по ошибке отклонился от своего маршрута. Они подтвердили эту версию, войдя в воздушное пространство Саудовской Аравии, где они, в свою очередь, притворились иорданским патрулем, говоря с иорданским акцентом.
Одним из пилотов, участвовавших в рейде, был лейтенант Илан Рамон, в будущем первый израильский космонавт, погибший в 2003 году при крушении американского космического челнока "Колумбия". Сегодня, когда компьютеры отслеживают маршрут каждой машины, такая уловка была бы невозможна - но почти полвека назад, при должной дозе наглости и удаче, она могла бы удаться. Но по удивительному стечению обстоятельств израильское формирование было замечено королем Иордании Хусейном с палубы его яхты в Акабском заливе. Он узнал опознавательные знаки израильских самолетов, заметил дополнительные топливные баки - и, будучи сам пилотом, правильно понял, какова цель израильтян. Он немедленно дал указание по радио предупредить Багдад, но из-за помех в связи его сообщение не дошло вовремя.
В любом случае, это все еще официальная версия, что вызывает некоторые вопросы. Израильских пилотов обучают различным навыкам, но знание арабского языка в различных его вариантах не входит в их число. В арабских монархиях, как правило, не бывает так, чтобы прямой приказ короля не был выполнен из-за того, что где-то отказало оборудование. Ну, а о том, как израильтяне объяснили свой обратный полет над Саудовской Аравией и Иорданией, тем более что последние уже знали, благодаря королю, что над их небом пролетело израильское формирование, версия умалчивает. Считается, что даже притворство пилотов, говоривших с иракским акцентом, было бы бесполезным.
После двух часов сорока минут полета израильтяне оказались над целью. Машины поднялись на высоту 2000 метров (до этого они летали низко, опасаясь радаров), а затем атаковали с пикирующего полета. F-16 сбросили по две 900-кг бомбы Mark 84, по крайней мере половина из которых попала в цель. Позднее иракское расследование показало, что иракские ПВО Тувайты в это время были на обеденном перерыве, поэтому они отключили - в разгар войны, после успешного налета на иранскую авиабазу - даже радары.
Все израильские машины благополучно вернулись на базу. Во время налета погибли десять иракских солдат и один французский техник. Атакованный объект был в значительной степени разрушен; Франция объявила, что поможет его восстановить, но этого так и не произошло. Сначала помешала ирано-иракская война, а затем международные санкции против Ирана. Тувайта была окончательно разрушена десять лет спустя в результате авиаудара США во время первой войны в Персидском заливе.
Израильский авиаудар был осужден сначала Советом Безопасности, а затем Генеральной Ассамблеей ООН. В обоих случаях США проголосовали за резолюции и, в отместку, заблокировали продажу Израилю любых других самолетов F-16. МАГАТЭ подтвердило отсутствие признаков того, что Осирак может быть использован в военных целях, осудило нападение и приостановило все сотрудничество с Израилем.
Президент США Рональд Рейган записал в личном дневнике, что в результате действий Израиля "Армагеддон неизбежен", а премьер-министр Великобритании Маргарет Тэтчер публично сравнила их с советским вторжением в Афганистан. Обе страны позже сыграют ключевую роль в первой, а затем и во второй войне в Персидском заливе. Официальной причиной второй войны было желание помешать Хусейну создать ядерное оружие. Доказательств наличия у иракского диктатора таких возможностей или даже намерений так и не было найдено.