В 40-й день, после того как родился Иисус Христос, Его принесли в Иерусалимский храм, поскольку этого требовал закон Моисея. В храме необходимо было совершить два обязательных для иудеев обряда. Во-первых, всякая женщина считалась после родов нечистой. Если рождался мальчик, то период нечистоты длился 40 дней, после которых женщина должна была прийти в храм и принести жертву очищения. В Книге Левит говорится, что в качестве жертвы необходимо было принести однолетнего ягненка и молодого голубя или горлицу. Однако бедная семья, которая не имела возможности принести ягненка, могла принести двух горлиц или двух молодых голубей (Лев. 12, 1-8). Этот обряд необходимо было совершать после каждых родов.
А во-вторых, в тех случаях, если на свет появлялся мальчик, который был у матери первенцем, необходимо было соблюсти и еще одно требование закона. После выхода еврейского народа из Египта всякий первенец (то есть мальчик, который был у матери первым ребенком) должен был быть посвящен Богу. Мы не знаем, как в точности совершался обряд посвящения младенца Богу. Возможно, священник брал младенца на руки и, обратившись к алтарю, как бы возносил его, символически вручая Господу.
Если мы внимательно прочтем отрывок из Евангелия от Луки (Лк 2, 22-52), в котором описано событие, послужившее основой для этого праздника, то заметим, что рассказ об исполнении ветхозаветных обрядов занимает там лишь одно предложение. Основная же часть этого отрывка – это рассказ о встрече, которая произошла в храме.
Как пишет Лука, в храме находился человек по имени Симеон. О нем сказано, что он был мужем праведным и благочестивым, чающим утешения Израилева. То есть он ожидал прихода в мир Мессии-Христа. Более того, как говорит евангелист, Симеону было