В рамках любой парламентской системы оппозиция так или иначе воюет с коалицией. В этом и состоит ее функция. Но в нормальных цивилизованных государствах, где демократия — это действительно форма организации общества, а не надпись на заборе, за которым дрова лежат, оппозиция отстаивает свои политические принципы, свое видение, свой путь. И в вопросах, имеющих для государства и его граждан критическое значение, таких, как национальная безопасность, голосует по совести, а не заведомо против.
Когда-то так было и в Израиле. Но набиравший силу «прагматизм» привел к полному отказу от любых идеалов некоторых партий и их лидеров. Лидеров, которые заняли в государстве ключевые позиции. От любых идеалов, кроме одного – захвата и удержания власти любой ценой.
Я далека от того, чтобы идеализировать израильскую политику и политиков последних десятилетий. Как говорится, бывало всякое. Но такого, что мы видим сейчас, не было никогда. Оппозиция — Ликуд, ультраортодоксы и партия еврейских фундаменталистов — объявила войну не коалиции, а государству. Они торпедировали принятие стратегических законов, жизненно важных для Израиля, таких как закон об Иудее и Самарии, непринятие которого нанесет удар