В период становления и развития независимости Таджикистана приход в республику золотодобытчиков Китая был оправдан. Из-за обрушения национальной валюты, сомони, руководством Национального банка Таджикистана в 2023 году были проведены долларовые интервенции в объеме около 600 млн долл., а это более 2 млн долл. в день.
Именно в такую сумму обошлось Таджикистану сохранение чиновниками своих постов, а ведь эти деньги можно было потратить на проекты, на которые Таджикистан просит и ищет ресурсы.
Плохо ли терять золотовалютные резервы – ответ на этот вопрос очевиден. Зависимая от России таджикская валюта, потери трудовых мигрантов, высылающих в Таджикистан до половины его объема ВВП, – все это представляет серьезную угрозу устойчивости власти.
Поэтому интервенции Национального банка на такую сумму и сокращение золотых запасов страны явно не шаг к процветанию, и при сохранении такой тенденции республика останется без золотого запаса. Это может привести к политической зависимости республики.
На западе таджикского Памира, в горах Дарваза, до сих пор сохранились древние отвалы горной породы из штолен и шурфов, а добыча золота в Таджикистане окружена легендами и мифами. То, что золота в горах