Прошел год войны. Интернет завален глубокомысленными и прочувствованными текстами про то, как их авторы пережили этот год, какую эволюцию они претерпели и как теперь они все воспринимают иначе, чем в начале этой войны. Насколько они стали мудрее, как раздвинулись рамки их понимания России, Украины, вообще людской сущности и так далее, пишет бывший вице-премьер России Альфред Кох. Мне нечего добавить к этим их словам.
Я со всеми ими согласен. Все так и есть как они написали. И про сияющие высоты человеческого духа и про ужасы человеческой низости и подлости.
И про незавидную судьбы России, и про рабскую сущность ее народа, и про свободолюбивых и героических украинцев… Я не могу все свои чувства так качественно отрефлексировать. Просто у меня за этот год в груди вырос какой-то комок из смеси ненависти, жалости, стыда и бессилия. И как они там разделяются и как одно переходит в другое — я не понимаю.
Это такой сплав, который переживается весь одновременно, каким-то одним единым переживанием. Бесконечным как зубная боль и саднящим как ностальгия. Возможно у этой комбинации есть название.