Участники — Дмитрий Быков, историки Александр Эткинд и Сергей Медведев, социологи Сергей Ерофеев и Александр Баянов, философ Роман Шамолин. Совместный проект Тайги.инфо и Новосибирского открытого университета. Почему Россия — Россия Роман Шамолин: Итак, первый вопрос тогда на повестку. Вот этот особенный русский путь, не кажется ли вам, что он связан с неким принципиальным неверием в человека, в человеческую эволюцию? И вот особенность, которую многие русские представители этой идеи говорят, что мы идем каким-то другим образом, в отличие от мира.
Он связан с каким-то тотальным антропологическим нигилизмом? Человек выбрасывается из этой схемы, остается безмерно абсолютизированное государство, система и какая-то идеология. Что вы думаете на этот счет? Александр Эткинд: Давайте начну. Вопрос конечно безмерный.
И сразу хочется защищать это дело. Все-таки это не только российское изобретение «особый путь». Германия с этим экспериментировала.
И Америка экспериментировала очень долго, это называется в переводе с английского «американская исключительность». Я думаю, на самом деле, что это свойство любой империи, в момент, в лучшие ее моменты, когда империя наверх развивается, поднимается, расширяется, вот это ключевое слово. Расширяется пространство, и, кажется, вечного времени, и тогда ее успехи идеологически закрепляются, трансформируются в слова «особого пути».
Особой, исключительной роли национального характера. Вспомнить о бритах, об англичанах. Или культуры языка, вспомните французов, или особой организации, как это было у немцев.
И русские тоже экспериментировали с разными идеями. Чем, мы можем сказать, они исключительные? Широта души, общинное устройство, хозяйство — это было ключевая идея русского пути. Оно перешло в
.