Лавров уточнил, что договор почти готов, но, с одной стороны, Тегеран «добивается большей ясности по некоторым вопросам», с другой, появились проблемы у Москвы. Как сообщил российский министр иностранных дел, соглашение с Ираном открывает двери этой страны для сотрудничества в области «мирного атома» и других секторов экономики, в том числе с Россией. Но, добавил Лавров, «та лавина санкций, которая обрушилась на Россию с Запада, и которая еще не завершилась, заставляет нас требовать четких гарантий, что эти санкции не затронут режим торгово-экономических и инвестиционных связей, который заложен в соглашении с Ираном».
При этом он специально упомянул о будущем военно-техническом сотрудничество России с Ираном. В связи с этим «Москва требует письменных гарантий по этому вопросу на уровне, как минимум, госсекретаря США». В переводе на обычный язык это означает, что переговоры в Вене по СВДП могут быть приостановлены.
Такой ход не предполагали другие участники переговорного формата в Вене. По словам представителя Евросоюза Энрике Мора, который прогнозировал выход переговоров на завершающий этап, некоторые «сюрпризы» ожидались только с иранской стороны, которая держала в рукаве «определенные нерешенные актуальные вопросы». В свою очередь Тегеран должен был обязаться не обогащать уран до 60%, а уже накопленные запасы высокообогащенного урана перевезти в Россию.
В случае выхода Вашингтона из нового соглашения у иранцев оставалось бы право наращивать ядерный потенциал, что фактически являлось сдерживающим фактором для Вашингтона. Россия предпринимала немалые усилия, чтобы убедить Иран пойти на компромиссы. Не случайно этот вопрос рассматривался недавно в Москве в ходе переговоров президента Ирана Ибрахима Раиси с российским
.