«Наши правнуки еще будут разбираться с последствиями причиненного ущерба», — сказал мне в конце недели бывший высокопоставленный офицер ВВС, поддерживающий письмо тысячи пилотов-«отказников». Они предупредили, что в том случае, если юридическая реформа будет утверждена без широкого общественного согласия, перестанут нести службу в резерве. И чтобы не было никаких сомнений: в том случае, если угроза будет реализована, за этой тысячей последуют другие. И не только в ВВС.
20 лет назад, в книге, которая прослеживала феномен исчезновения понятия «армия народа», я писал, что «народная армия в современном понятии перестает быть связующим звеном между различными группами в Израиле; армейская служба превратилась в обвинение, которое противоборствующие стороны используют в качестве аргумента в рамках этнической борьбы внутри страны».
В последние месяцы ситуация обострилась: ЦАХАЛ стал еще и полем боя, на котором должен определиться победитель (или проигравший) в межплеменной схватке.
В любом серьезном споре «вопрос вопросов» упирается в то, какая сторона в состоянии призвать в свои ряды больше количество военнослужащих или воинов запаса, чтобы одержать локальную победу. Все это происходит,