Немного переиначивая фразу, сказанную когда-то Черчиллем: это не конец борьбы, но конец ее начала. Участники акций протеста в Израиле доказали настойчивость, потенциал, массовость. Если в субботу неделей ранее на улицы вышли около 80 тысяч человек, на этот раз число демонстрантов было почти вдвое больше.
Вместе с тем, у успеха есть цена: трудно понять, каким образом руководство движения протеста сумеет привлечь новых людей и более красноречивых ораторов. Писатель Давид Гроссман, выступая на митинге в Тель-Авиве, говорил о «черном времени» — и это очень тяжелое определение нынешнего периода. Моше Яалон напомним об армии во времена диктатуры. «Посмотрите на терпящую поражение армию Путина, — сказал он, — и вы поймете, как выглядит армия диктаторского режима».
Две большие демонстрации последних недель доказали, что в Израиле есть немало людей, готовых выйти на улицы ради демократии. И выплеснуть свой гнев без насилия — не нарушая закон и не вступая в конфликт с силами безопасности.
Столь массовые демонстрации наверняка посеяли зерна сомнения даже среди тех, кто голосовал на выборах за блок Нетаниягу. С другой стороны, они не замедлили законодательного процесса в кнессете и не запугали